Skip to Content

Об институте

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО АДИ ДонНТУ

Историческая справка

Автомобильно-дорожный институт  «ДонНТУ» начал свою работу с 19 августа 1959 года в результате принятия постановления «Об организации и размещении в г. Горловке филиала Донецкого индустриального института, вечернего отделения». В указанный год на первый курс с 15 октября 1959 года было зачислено 102 человека на следующие специальности:

  1. «Промышленное и гражданское строительство»;
  2. «Разработка месторождений полезных ископаемых»;
  3. «Машины и аппараты химических производств».

Постановлением Совета Министров Украинской ССР от 11 мая 1960 года на основе сформированного вечернего отделения организован общетехнический факультет указанного института. В статусе факультета институт работал до 1971 года, когда приказом Министерства высшего и среднего образования СССР факультет был аккредитован в филиал Донецкого политехнического института. В 1994 году филиал переименовали в Автомобильно-дорожный институт в составе Донецкого государственного технического университета.

В 1969 году институт от подготовки специалистов только на первом этапе (1-3 курсы) по вечерней и заочной формам обучения перешел к дневной форме обучения и впервые осуществил прием на 1 курс (100 студентов по специальности «Автомобильный транспорт»). С 01.09.1970 года был организован факультет «Автомобильный транспорт». С 01.09.1972 – организован факультет «Автомобильные дороги». В указанное время в институте сформировалось автомобильно-дорожное направление подготовки специалистов и проведения соответствующих научно-технических исследований.

За сорокапятилетнюю историю автомобильно-дорожный институт на основе «отделения вечернего факультета» преобразовался в современный вуз, в котором работают 18 кафедр, объединяющих около 180 преподавателей, из них 8 докторов наук, 10 профессоров, 69 кандидатов наук автомобильно-дорожных и сопутствующих научных специальностей. В целом вуз способен осуществлять подготовку более 3 тысяч высококвалифицированных специалистов одновременно.

В настоящее время это учебно-научный центр автомобильно-дорожной отрасли по подготовке бакалавров, специалистов и магистров в транспортном, строительном, экологическом и экономическом направлениях.

Обучение ведется по семи специальностям:

  1. «Автомобили и автомобильное хозяйство»;
  2. «Наземные транспортно-технологические средства»
  3. «Организация и регулирование дорожного движения»;
  4. «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»;
  5. «Менеджмент организаций»;
  6. «Бизнес информатика»;
  7. «Проектирование автомагистралей и управление проектами».
  8. «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей».
  9. «Экология и охрана окружающей среды»

 

Кадровая и научно-техническая характеристика института

Сотрудниками института ведутся научные исследования в следующих направлениях.

1. Техническая эксплуатация автомобилей.

Получены следующие результаты:

  • разработаны теоретические основы создания двигателя внутреннего сгорания нетрадиционной конструкции; разработана и исследована принципиальная схема двухтактного двигателя внутреннего сгорания с переменной степенью сжатия;
  • создан механизм изменения степени сжатия бензинового двигателя; определены оптимальные параметры двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом;
  • разработана математическая модель для расчета бензинового двигателя с нетрадиционными способами регулирования нагрузки;
  • разработаны рекомендации к повышению эксплуатационных свойств деталей двигателей внутреннего сгорания за счет совершенствования финишных абразивных способов обработки;
  • разработан электропневматический привод тормозов грузового автомобиля;
  • создана конструкция гасителя акустических колебаний наружных поверхностей двигателей;
  • создана конструкция многошпиндельного станка для вибрационной обработки деталей;
  • разработана математическая модель динамических процессов трансмиссии полноприводного автомобиля;
  • разработана математическая модель кинематики движения трехзвенного автопоезда;
  • исследованы технологические показатели хлористых железных электролитов и их влияние на работоспособность автомобиля; разработана методика определения оптимального срока службы масла в гидромеханической коробке передач;
  • разработана технология повышения эксплуатационных характеристик рабочих поверхностей тормозных дисков автомобилей с применением бездемонтажной обработки с гидравлической стабилизацией;
  •  разработана методика расчета технической службы предприятий автомобильного транспорта;
  • разработана модель оптимизации структуры автосервисных предприятий в исследуемом сегменте рынка;
  • разработана методика оценки вариантов организационных форм технологических процессов автосервисных предприятий.

Средний научно-педагогический стаж сотрудников института в рамках указанного направления составляет более 25 лет, опубликовано 1175 научных работ, оформлено и получено 117 патентов, издано 11 монографий.

В современных условиях ведутся исследования в рамках:

  • усовершенствования показателей работы четырехтактного бензинового двигателя с нетрадиционными способами регулирования нагрузки;
  • экологических характеристик реноваций деталей автомобилей;
  • совершенствования технологических процессов автосервисных предприятий;
  • разработки средств телематики на автомобильном транспорте для усовершенствования службы технической эксплуатации.

За последние годы сотрудниками института в рамках указанного направления выполнены договорные работы:

  • «Научно-прикладные основы оптимального проектирования автомобильного бензинового двигателя нетрадиционной конструкции»;
  • «Научные основы и практические методы проектирования высокоэффективных энергетических установок – автомобильного двигателя и пневматического транспорта».

 

2. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей.

Получены следующие результаты:

  • обоснованы технологические параметры вибрационного уплотнения отвальных горелых пород по критерию сопротивления сдвигу, а также в условиях пониженных температур;
  • модифицировано цементное вяжущее отходами химических производств для слоев дорожных конструкций; усовершенствована технология укладки и уплотнения асфальтобетонных слоев дорожных одежд в осенне-зимний период;
  • усовершенствованы методики проектирования автомобильных дорог на подрабатываемых территориях и технического обследования зданий, сооружений;
  • разработан метод оптимизации сетей автомобильных дорог местного значения, путем использования основных положений теории множеств, теории графов и комбинаторного анализа;
  • разработана методика расчета железобетонных пролетных строений автодорожных мостов с учетом их фактического состояния;
  • разработана методика конструирования железобетонной плиты проезжей части при реконструкции мостов;
  • разработаны методики проведения инструментальных наблюдений за инженерными сооружениями, расположенными на подрабатываемых территориях;
  • получены составы модифицированных асфальтобетонов для устройства верхних слоев дорожного покрытия с повышенной усталостной долговечностью.

Средний научно-педагогический стаж сотрудников института в рамках указанного направления составляет более 18 лет, опубликовано 687 научных работ, оформлено и получено 14 патентов, издано 2 монографии.

В современных условиях ведутся исследования в рамках: совершенствования проектирования и строительства высоких насыпей автомобильных дорог армированных геотекстильными материалами; совершенствования технологии ремонта дорожных одежд по способу «термоса» с целью удлинения времени строительно-ремонтного сезона; совершенствование методов оценки и повышения эксплуатационного состояния автомобильных дорог и сооружений в Центральном Донбассе.

За последние годы сотрудниками института в рамках указанного направления выполнены договорные работы:

  • «Оценка деформационного состояния объектов ДОНОРГРЭС, расположенных на горном отводе ликвидированной шахты «Кочегарка» и в зоне подработок шахты им. В.И. Ленина г. Горловка»;
  • «Техническая инвентаризация городских улиц общей протяженностью 333439 м в г. Горловке»;
  • «Паспортизация улиц г. Донецка: ул. Артема, пр. Театральный, ул. Щорса, ул. Пухова, пр. Киевский, ул. Челюскинцев, пр. Ленинский, пр. Б. Хмельницкого, ул. Университетская длина 46,2 км»;
  • «Паспортизация мостовых сооружений в г. Горловке по ул. Плеханова, два путепровода по улице Козлова»;
  • «Проектирование фундамента из буровых свай, общей длиной 523 м под шумопоглощающими экранами на участках обочины левого проезда реконструкции автомобильной дороги М-03 Киев – Харьков – Должанский км 666 + 500 – км 670 + 200»;
  • «Паспортизация автомобильных дорог государственного и местного значения Т-08-12, О 080617, О 081342, О 081238»;
  • «Обследование мостов на автомобильных дорогах Донецкой области»;
  • «Паспортизация мостов на автомобильных дорогах Донецкой и Запорожской областей»;
  • «Обследование ведомственных мостов КП «Вода Донбасса»;
  • «Разработка проекта капитального ремонта путепровода в г. Первомайске Луганской области».

 

3. Транспортные системы и безопасность дорожного движения.

Получены следующие результаты:

  • разработаны энергетические характеристики оценки и повышения безопасности движения транспортного потока на участках улиц и дорог;
  • разработаны теоретические основы и практические методы обеспечения безопасности движения многорядных плотных транспортных потоков;
  • получены критерии оценки безопасности движения на участках автомагистралей в условиях изменения сцепных свойств дорожного покрытия;
  • установлены закономерности влияния ряда градостроительных факторов на состояние безопасности движения в городах;
  • разработаны принципы управления качеством услуг пассажирских предприятий автомобильного транспорта;
  • исследованы информационные технологии автоматизированного управления транспортным потоком в зоне действия информационного поля дорожного примитива;
  • сформулированы методики прогнозирования объемов работ на сети автомобильных дорог, как составляющей транспортной системы страны;
  • исследована производительность карьерных грузовых автомобильных перевозок;
  • предложены методики формирования тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта.

Средний научно-педагогический стаж сотрудников института в рамках указанного направления составляет более 15 лет, опубликовано 217 научных работ, оформлен и получен патент, издано 2 монографии.

В современных условиях сотрудниками института ведутся исследования в рамках:

  • теории транспортных потоков; теории и практики безопасности дорожного движения;
  • развития технологий работы автоматических и автоматизированных телематических систем на автомобильном транспорте;
  • теории взаимодействия транспортных и пешеходных потоков;
  • оптимизации транспортной и маршрутной сети города Горловки на долгосрочный период.

         За последние годы сотрудниками института в рамках указанного направления выполнены договорные работы:

  • «Рабочий проект по организации дорожного движения на автомобильной дороге местного значения Т-05-16 Константиновка – Дзержинск в Донецкой области»;
  • «Рабочий проект по организации дорожного движения по улице Энгельса в районе Храма Государственной иконы Божьей  матери в г. Торез»;
  • «Рабочий проект по организации дорожного движения в районе размещения дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по улице Кирова в Кировском районе Донецка»;
  • «Обследование пассажиропотоков на электротранспорте и определение коэффициента соотношения количества пассажиров, которые имеют право бесплатного проезда, и пассажиров, которые осуществляют оплату за проезд»;
  • «Обследование пассажиропотоков на городских маршрутах № 1, 2, 5, 14, 24, 26, 27 пассажирского автомобильного транспорта в г. Горловка»;
  • «Оптимизировать маршрутную сеть городских автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов в г. Горловка».

 

4. Информационные технологии.

Получены следующие результаты:

  • созданы математические модели согласных сегментов речевого потока и их использование в системах автоматической обработки речи, с алгоритмами распознавания согласных сегментов речевого потока;
  • сформулированы методы синтеза быстродействующих микропрограммных устройств управления с распределением кодов;
  • исследованы информационные технологии автоматизированного контроля и регулирования деятельности налоговой службы с нечеткой кластеризацией субъектов предпринимательской деятельности по категориям внимания.

Средний научно-педагогический стаж сотрудников института в рамках указанного направления составляет более 17 лет, опубликовано 87 научных работ, издано 2 монографии.

В современных условиях сотрудниками института ведутся исследования в рамках:

  • разработки объектных моделей экономических систем малого предпринимательства;
  • информационных технологий автоматизации контроля и регулирования деятельности налоговой службы;
  • разработки моделей повышения эффективности работы системы автосервиса на основе прогнозирования объемов закупок запасных частей.

За последние годы сотрудниками института в рамках указанного направления выполнены договорные работы:

  • «Разработка интерактивной системы приема заявок в жилищно-коммунальные предприятия»;
  • «Разработка программного комплекса системы сбора, хранения и переработки данных о комплектующих на предприятии ООО «Завод ЭЛЕКТРОТЕХМАШ».

 

5. Естествознание.

Получены следующие результаты:

  • исследованы сводообразования в пылеугольных бункерах в условиях противодавления; проведены аналитические и экспериментальные исследования режимов пневмотранспортирования сыпучих материалов;
  • обоснован выбор параметров исполнительных органов буровых машин для проходки глубоких скважин на крутых выбросоопасных пластах;
  • разработаны теоретические и экспериментальные методы расчета деталей машин из неоднородных и анизотропных материалов;
  • исследованы установившиеся колебания упругого неоднородного прямоугольника;
  • разработан метод малого параметра при исследовании динамических систем подверженных случайным осцилляциям;
  • исследованы минимальные поверхности Петерсона и поверхности эллиптического пространства, несущих бесконечное множество сетей переноса;  
  • исследованы вопросы технологии сборки корпусных конструкций с тавровым типом стыковки;
  • исследовано функционирование и разработаны методики расчета инерционного трансформатора вращающего момента с нефиксированными опорными звеньями и внутренним разделением силового потока;
  • исследована релятивистская кинетика в пространстве с кручением;
  • построены и исследованы точно интегрируемые модели с не минимально связанным скалярным полем в теории Эйнштейна – Картана;
  • разработана технология выработки электроэнергии с использованием ее отходов при производстве материалов дорожно-строительного назначения; разработана технология очистки дымовых газов ТЭС с утилизацией отходов газоочистки; изучены механизм и кинетика катодной полимеризации виниловых мономеров;
  • разработаны энерго- и ресурсосберегающие технологии водопользования;
  • разработана система оценки экологической безопасности систем водоснабжения подработанных подземными горными работами городских территорий и разработаны мероприятия для улучшения водоснабжения и уменьшения потерь питьевой воды;
  • усовершенствованы технологии очистки воды с использованием обратноосмотического оборудования для уменьшения негативного влияния на окружающую среду;
  • разработаны принципы экологической эффективности десульфуризационных установок за счет оптимизации состава поглотительных растворов;
  • разработана силиконовая смазочная жидкость, модифицированная ионами меди для горно-шахтного оборудования;
  • исследовано влияние силикатной абразивной пасты на механизм притирки и износостойкость поверхностей трения.

Средний научно-педагогический стаж сотрудников института в рамках указанного направления составляет более 30 лет, опубликовано 1422 научные работы, оформлено и получено 64 патента, издано 23 монографии.

В современных условиях ведутся исследования в рамках:

  • усовершенствования методов расчета конструкций для ресурсосберегающих технологий транспортирования сыпучих материалов;
  • изучения однородных космологических моделей с кручением;
  • топографии и кинетики электрохимической полимеризации виниловых мономеров;
  • технологического анализа автодорожного комплекса и его влияния на экосистемы.

 

6. Экономика и управление.

Получены следующие результаты:

  • исследованы вопросы управления развитием производственного персонала наукоемких промышленных предприятий;
  • исследован механизм формирования достойного труда в промышленном регионе;
  • сформулированы методики: управления качеством труда в условиях конкуренции, управления развитием предприятий на основе процессных инноваций;
  • раскрыт механизм управления информацией и коммуникациями на предприятии;
  • разработаны теоретические положения совершенствования экономической эффективности предприятий жилищно-коммунального хозяйства с усовершенствованием механизма управления инвестиционной деятельностью указанных предприятий;
  • разработаны методы адаптации системы управления предприятием к условиям рыночной экономики;
  • разработан дополнительный критерий допуска на рынок автотранспортных услуг автоперевозчиков при лицензировании деятельности, учитывающий оценку финансовой устойчивости и ликвидности субъектов хозяйствования;
  • разработаны принципы эффективного управления качественной составляющей высшего образования на основе экономического механизма; исследованы вопросы социальной справедливости в экономике смешанного типа; разработаны принципы управления системой нормирования труда на предприятиях различных форм собственности;
  • разработан механизм управления воспроизводством интеллектуального потенциала промышленного предприятия;
  • разработано аналитическое обеспечение управления финансово-экономическими результатами деятельности предприятий;
  • сформулированы методические основы оценки социально-экономической эффективности природоохранительных мероприятий на автомобильном транспорте;
  • разработаны методические рекомендации управления оборотными активами промышленных предприятий (на примере угольных шахт Донбасса);
  • разработаны рекомендации к управлению инновационно-инвестиционной деятельностью машиностроительных предприятий; разработаны рекомендации к сбалансированному управлению целеполаганием на машиностроительных предприятиях;
  • сформулирована концепция управления экономической эффективностью инженерно-технического обеспечения промышленного предприятия;
  • разработаны технологии регулирования экологических последствий деятельности промышленного предприятия;
  • сформулированы принципы повышения эффективности производственных процессов промышленного предприятия за счет реализации концепции реинжиниринга с использованием инструментов бенчмаркинга и аутсорсинга.

Средний научно-педагогический стаж сотрудников института в рамках указанного направления составляет более 17 лет, опубликовано 754 научных работ, издано 52 монографии.

В современных условиях сотрудниками института ведутся исследования в рамках:

  • разработки методов и моделей усовершенствования организационно-экономического механизма повышения эффективности функционирования предприятий;
  • усовершенствования эффективности использования рабочего времени на предприятиях промышленного города;
  • разработка методов и механизмов управления финансовыми ресурсами предприятий;
  • финансовое обеспечение восстановления активов предприятия;
  • инновационные подходы к управлению предприятиями коммунальной инфраструктуры;
  • управления оборотными активами промышленных предприятий (на примере угледобывающих предприятий);
  • аналитического обеспечения управления финансовыми результатами предприятий в условиях инновационной экономики.

 

7. Гуманитарные направления.

Получены следующие результаты:

  • раскрыта информационная стратегия в побудительном дискурсе (на материале английского языка);
  • исследована проблема ирреальности в лингвокогнитивном пространстве (на материале английского и украинского языков);
  • исследована структура и семантика глаголов и мотивированных ими имен существительных в немецком языке;
  • исследованы реципрокальные глаголы и их конструкции в немецком и украинском языках;
  • исследованы педагогические вопросы развития образования взрослых в Канаде;
  • сформулирована методика формирования профессионально-ориентированной эвристической деятельности студентов высших технических учебных заведений на практических занятиях по высшей математике;
  • исследованы произведения В.И. Ленина в рамках важнейшего источника для изучения декабрьского вооруженного восстания 1905 года;
  • изучена идеологическая работа Компартии Украины в 1921-30 гг.; раскрыт аграрный вопрос в общественно-политической мысли Украины в начале ХХ века;
  • исследована роль феномена моды в процессе формирования политического дискурса: политико-институционное измерение;
  • раскрыты генезис, структура, функционирование интеллектуальной собственности.

Средний научно-педагогический стаж сотрудников института в рамках указанного направления составляет более 19 лет, опубликовано 335 научных работ, издано 10 монографий. Сотрудники принимали участие в комиссии по разработке закона об образовании ДНР.

В современных условиях сотрудниками института ведутся исследования в рамках:

  • интерпретации специального материала в учебных пособиях для студентов на немецком, английском и французском языках;
  • программы по обучению личным формам глаголов в английском языке;
  • усовершенствование методики преподавания иностранных языков в техническом вузе.

В целом по институту за последнее десятилетие: опубликовано более 4700 научных работ, оформлено и получено 196 патентов, издано 102 монографии.

        

Материально-техническая характеристика института

         Институт расположен в трех учебных корпусах. Аудиторный фонд института насчитывает:

  • 53 лекционных аудитории, с количеством  посадочных мест около 60, с общей площадью 8707 м2;
  • 143 аудитории для проведения практических, лабораторных и семинарских занятий, с количеством посадочных мест в среднем 36, с общей площадью 8580 м2;
  • 22 компьютерных класса на 15 посадочных мест, с общей площадью 980 м2.
  • Спортивный комплекс института объединяет около 430 м2.

         В институте создан и применяется в учебном процессе ряд специализированных научных и учебных лабораторий, в которых используется как заводское оборудование, так и уникальное, созданное коллективом института.