Skip to Content

Факультет "Автомобильный транспорт"

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФАКУЛЬТЕТА АТР:

КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА

  1. Автомобильный транспорт

  2. Строительно-дорожные машины и детали машин

  3. Сопротивление материалов и строительная механика

У студентов есть возможность получения диплома Российской Федерации.

Абитуриенту

 

 История факультета «Автомобильный транспорт»

В конце 50-х годов прошлого века в Донбассе, промышленно развитом юго-восточном регионе УССР, начали бурно развиваться авторемонтные и автотранспортные предприятия. Объединение Донецкавтотранс имело в своём подчинении более 70-ти крупных автопредприятий. На территории Донецкой области были авторемонтные заводы, транспортные цеха предприятий других министерств и ведомств. Здесь начала интенсивно развиваться сеть станций технического обслуживания по ремонту легковых автомобилей. Появился дефицит в руководящих кадрах с высшим автомобильным образованием. Ближайшее высшее учебное заведение, готовившее инженеров-механиков автомобильного транспорта, находилось на значительном удалении от нашего региона в городе Харькове и руководителям автопредприятий было тяжело совмещать напряженную текущую работу с повышением квалификации. Поэтому по инициативе Министерства автомобильного транспорта УССР и объединения Донецкавтотранс, на долю которого в то время приходилось 20% автотранспорта, в Донецком политехническом институте (ДПИ) на горно-механическом факультете была получена лицензия на подготовку инженеров-механиков автомобильного транспорта.

Первый набор на специальность «Автомобильный транспорт» состоялся в 1960 году в количестве 75 студентов. Подготовка по дисциплинам гуманитарного блока и по общетехническим дисциплинам велась преподавателями имеющихся кафедр ДПИ. Для подготовки по профессионально ориентированным дисциплинам в 1962 году была сформирована кафедра «Автомобильный транспорт».

В 1965 году состоялся первый выпуск инженеров-механиков автомобильного транспорта и в этом же году был создан механический факультет ДПИ. В 1969 году кафедра «Автомобильный транспорт» разделилась на две: «Автомобили и двигатели» и «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей».

В период с 1966 по 1969 годы ДПИ выпускает примерно по 150 инженеров-механиков по специальности «Автомобильный транспорт». В этот же период времени при финансовой поддержке объединения Донецкавтотранс строится и вводится в эксплуатацию 6-й учебный корпус ДПИ.

В конце 60-х годов в рамках программы культурного развития малых городов и в связи с тем, что в Горловке были сосредоточены весьма крупные автотранспортные предприятия и отраслевые транспортные цеха было принято решение о перебазировании специальности «Автомобильный транспорт» из ДПИ в Горловское отделение общетехнического факультета с одновременным образованием факультета «Автомобильный транспорт» (приказ №2754 от 2.07.70). Этим же приказом с 1.07.70 года был назначен временно исполняющий обязанности декана факультета «Автомобильный транспорт» Эйзенкрейн Освальд Венделинович.

На обучение в Горловку в связи с организацией факультета были переведены из ДПИ четыре курса стационара специальности «Автомобильный транспорт». Вместе со студентами на работу в Горловку перешли преподаватели выпускающих кафедр.

В переходной период до 1971года набор на 1-й курс осуществлялся приёмной комиссией ДПИ, а обучение осуществлялось в Горловке. В 1972 году набор на первый курс уже осуществлялся в Горловке.

В 70-е годы факультет «становился на ноги» и в этот период времени создавалась библиотека, велись отделочные работы спортзала. В 1972 году состоялся первый горловский выпуск инженеров-механиков по специальности «Автомобильный транспорт». В 1975 году введено в эксплуатацию студенческое общежитие на 450 мест.  Нарабатывались связи с автотранспортными предприятиями, формировались базы практики, развивалась лабораторная база, повышалась квалификация профессорско-преподавательского состава. Студенты факультета принимали активное участие по всем направлениям деятельности, проходили производственную практику на крупнейших предприятиях СССР: ЗИЛ, КрАЗ, КамАЗ, ВАЗ, ОдАЗ, где создавались филиалы кафедр.

В 1977году состоялся первый выпуск инженеров, прошедших весь цикл (поступление-обучение-выпуск) в городе Горловка. Начиная с первых выпусков, наиболее подготовленных студентов после окончания института оставляли работать на кафедрах. Впоследствии эти люди защитили кандидатские и докторские диссертации и стали преподавателями высшей квалификации. К 1977 году сформировалась структура факультета, и появилось более десятка кафедр.

Ежегодный выпуск инженеров-механиков к концу 70-х годов составил около 250 человек по дневной форме обучения и 150 человек по заочной

Характерной чертой в развитии факультета в 80-х годах было дальнейшее развитие и модернизация лабораторной базы, рост квалификации преподавательского состава путём направления в аспирантуры институтов Москвы, Ростова, Харькова, Челябинска и Донецка молодых преподавателей. Были созданы специализированный компьютерный класс и программное обеспечение по управлению технологическими процессами на автомобильном транспорте, класс по изучению конструкции автомобилей БелАЗ малой грузоподъёмности, лаборатория диагностирования и обслуживания дизельных автомобилей.

В 90-х годах факультет вынужден реагировать на события, происходящие в стране, изменилась потребность в специалистах по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство. Возникли новые сферы деятельности, в которых сказывалась нехватка инженеров.

В 1998 году специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство» была аккредитована на 4-й уровень аккредитации и выпустила первых 10 магистров.

Параллельно с бурным развитием компьютерных технологий на факультете создавались компьютерные классы, увеличивалось количество компьютерной техники, доступной для пользования студентами.

В период становления новых специальностей в 2000-е годы преподаватели факультета активно осваивали новые дисциплины, а администрация, деканат и выпускающие кафедры факультета «Автомобильный транспорт» занимались организацией учебного процесса и развитием лабораторной базы.

В период 2002-2004 годов прошла коренная реконструкция лабораторной базы под специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство». Была создана и оснащена самым современным оборудованием фирмы «БОШ» лаборатория «Диагностики» современных автомобилей, где используются передовые технологии и современное программное обеспечение. Созданы установки для исследования работы шин и производственных функций водителя, приобретены для обеспечения учебного процесса автомобили «Опель» и «Мерседес». С использованием этого оборудования на факультете проводятся научные исследования в рамках бюджетных тем и в рамках подготовки кандидатских и магистерских работ.

В настоящее время на факультете три кафедры: «Автомобильный транспорт», «Сопротивление материалов и строительная механика», «Строительно-дорожные машины и детали машин». В 2015 году в рамках сотрудничества Донецкой Народной Республики и Российской Федерации между Московским автомобильно-дорожном государственном техническим университетом (МАДИ) и Автомобильно-дорожным институтом ГОУВПО «ДонНТУ» на факультете открыты новые направления подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» с профилем «Автомобильный сервис» и программой подготовки «Эксплуатация транспортных средств» и «Наземные транспортно-технологические средства» со специализацией «Автомобильная техника в транспортных технологиях».