Skip to Content

История кафедры

Согласно приказу № 105 от 17.02.1971г. Министерства высшего и среднего специального образования Украинской ССР в Горловском общетехническом факультете была образована кафедра «Детали машин и техническая механика».

Структурно кафедра «Детали машин и техническая механика» делилась на три предметные секции:
- «Теория механизмов и машин и детали машин»;
- «Теоретическая механика»;
- «Строительно-дорожные и подъемно-транспортные машины».

С увеличением набора студентов на все формы обучения кафедра развивалась, как в численном составе, так и в материально-техническом плане. Лаборатории оснащались новым оборудованием, техническими средствами обучения, расширялась тематика научных исследований.

Активными научными направлениями кафедры были исследования и разработка транспортных средств на воздушной подушке, а также исследования процессов разрушения горных пород и кинематики планетарных исполнительных органов проходческих комбайнов.

В 1975 году приказом министерства кафедра «Детали машин и техническая механика» была разделена на две кафедры:

кафедра «Детали машин и теоретическая механика»;
кафедра «Строительно-дорожные и подъемно-транспортные машины».

Кафедра «Строительно-дорожные и подъемно-транспортные машины» вошла в состав факультета «Автомобильные дороги». На кафедре преподавались следующие дисциплины:

1.       Детали машин и ПТО

2.       Теория механизмов и машин

3.       Электротехника

4.       Технология конструкционных материалов

5.       Материаловедение и ТКМ

6.       Материаловедение

7.       Метрология, стандарт, сертификация, аккредитация

8.       Строительная техника

9.       Прикладная механика

10.   Электротехника и МПТ

11.   Электротехника в строительстве

12.   Специализированные транспортные погрузочно-разгрузочные средства

13.   Взаимозаменяемость метрология и стандартизация

14.   Компьютерные технологии

15.   Компьютерные  технологии в строительстве и эксплуатации дорог

16.   Дорожные машины и оборудование

17.   Гидравлика и гидропневмопривод

Заведующим кафедрой был избран доцент, канд. техн. наук Соловьев В.М. На кафедре «БДМ и ПТМ» работало 9 преподавателей. Учебно-вспомогательный состав кафедры состоял из 1 зав. лабораторией и 1 лаборанта.

Кафедра включала 3 специализированных лаборатории: строительно-дорожных машин, теории механизмов и машин, а также взаимозаменяемости и стандартизации.

Основным научным направлением кафедры «Строительно-дорожные и подъемно-транспортные машины» была разработка и исследование транспортных средств на воздушной подушке. Было получено 2 авторских свидетельства и опубликовано 3 научные статьи. Ассистент Головченко И.П. закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию по специальности машиностроение.

С 1981 г. по 1996г. кафедру возглавлял доцент, канд. техн. наук Вовк Григорий Григорьевич. Состав кафедры пополняется перспективным молодым кандидатом наук Оксень Евгением Ивановичем, который активно занимается современными научными разработками, а также начинает работать над докторской диссертацией. Научное направление кафедры изменился - коллектив начал разработку и исследования подъемно-транспортных приспособлений:
- Автономного грузового крана для электрокара (руководитель - доц. Вовк Г.Г.)
- Ленточных конвейеров и питателей бетоноукладчиков и бункеров (руководитель - доцент, канд. техн. наук Оксень Е.И.)

Было получено 3 авторских свидетельства и опубликовано 4 научные статьи по вышеназванной проблематике.

Кафедру «Детали машин и теоретическая механика» возглавил директор Горловского филиала ДПИ Меликов Эдуард Николаевич, канд. техн. наук, доцент, который руководил кафедрой до 1985 года. Под руководством Меликова Е.М. велись научные исследования, которые впоследствии вылились в разработку и изготовление транспортного средства на воздушной подушке. При кафедре успешно работал научно-исследовательский сектор, в состав которого входили Ставриенко М.А., Поляк Б., Шостак Е.А. и др. Преподаватели кафедры успешно совмещали учебно-методическую работу с научно-исследовательской. Под руководством доцента кафедры, канд. техн. наук Рутенко В.С. велась тематика для Новочеркасского института по вопросам исследования трения деталей машин.

Заботясь о росте своих кадров, кафедра в начале 80-х направляет в очную аспирантуру ассистента Вовка Л.П., который после ее окончания успешно защищает диссертацию и получает ученую степень кандидата физико-математических наук.

С 1985 по 1987 гг исполняющим обязанности заведующего кафедрой «Детали машин и теоретическая механика» был назначен старший преподаватель Янукян Григорий Мукучевич.

В 1987 году заведующим кафедрой избирается по конкурсу Кизилов Василий Васильевич, к.т.н.. наук, старший преподаватель. На кафедре в это время работало 7 преподавателей и 2 лаборанта.

В связи с сокращением учебной нагрузки и контингента студентов в 1996 году приказом по министерству было проведено слияние кафедр «Детали машин и теоретическая механика» и «Строительно-дорожные и подъемно-транспортные машины» в одну кафедру «Строительно-дорожные машины и детали машин »под руководством канд. техн. наук, доцента Кизилова В.В.

1970 г. была создана кафедра ОТД, которую возглавил Кулишенко И.И. В 1975 г. из состава ОТД образовалась кафедра ТМ, руководителем которой был Ширчиков Н.Н., а с 1986 г. ее возглавил Шмаков Б.М. В 1997 г. кафедра ТМ была объединена с кафедрой РА и ТМ, но уже в 1998 году в состав кафедры «Строительно-дорожные машины и детали машин» вливается кафедра «Технология металлов и конструкционных материалов" в составе доцента, к.т.н.. наук Шмакова Б.М., старшего преподавателя Курилова А.А. и ассистента Новокрещонова В.С.